Первичный вал 1 опирается на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера 11, и шарикоподшипник, расположенный в выточке коленчатого вала. Вал 1 изготовлен как одно целое с шестерней 2 со спиральными зубьями, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 12 промежуточного вала. Шестерня 5 первой передачи расположена на шлицах вторичного вала 6. Шестерня 4 второй передачи свободно сидит на втулке, надетой на вторичный вал 6, так же как и шестерня 3 третьей передачи, имеющая, кроме зубьев, конус для включения синхронизатора. Опорами вторичного вала 6 служат роликоподшипник, установленный в выточке первичного вала, и шарикоподшипник, размещенный в задней стенке картера коробки передач...
Первичный вал 1 коробки вращается на двух шарикоподшипниках, из которых передний помещается в выточке маховика, а задний — в стенке картера коробки передач. На заднем конце первичного вала расположены: косозубая шестерня 2, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 10 промежуточного вала 9, зубчатый венец для включения прямой передачи и конус для муфты 11 синхронизатора.
Промежуточный вал 9, изготовленный как одно целое с двумя косозубыми 10 и 8 и двумя прямозубыми 7 и б шестернями, вращается на оси на двух цилиндрических роликоподшипниках, между которыми помещена распорная втулка...
У автомобильных двигателей с уменьшением числа оборотов крутящий момент возрастает незначительно, а достигнув максимального значения, при дальнейшем снижении числа оборотов тоже уменьшается...
Сцепление передает тем больший крутящий момент, чем больше площадь его поверхностей трения, сила давления пружин и коэффициент трения фрикционных накладок. Коэффициент трения зависит от материала поверхностей, и величина его ограничена. Сила давления пружин не может быть слишком большой, так как при этом затрудняется выключение сцепления; кроме того, давление на трущиеся поверхности может оказаться чрезмерно высоким, а их размеры ограничиваются размерами маховика. Вследствие этого иногда для передачи больших крутящих моментов в автомобилях применяют сцепление не с одним, а с двумя ведомыми дисками...
Однодисковое сцепление с центральной пружиной, которое устанавливается на автомобилях МАЗ-500, МАЗ-200, КрАЗ-214, КрАЗ-219, КрАЗ-221 и КрАЗ-222.
Ведущая часть сцепления состоит из маховика 1, опорного диска 26, вставленного в центральное отверстие кожуха 31, привернутого к маховику, и ведущего диска 2, соединенного с кожухом 31 шпильками 3. Эти шпильки входят в соответствующие пазы кожуха 31 и служат направляющими для диска при его осевом перемещении.
Привод механизма выключения сцепления может быть механическим и гидравлическим.
Механический привод. В механический привод механизма выключения сцепления входит педаль, система валов и рычагов и выключающее устройство. Педаль 1 при нажатии на нее повертывается вместе с валом, помещенным во втулке кронштейна, который привернут болтами к левому лонжерону рамы автомобиля. Внутренний конец вала педали рычагом в связан с тягой 5 выключения сцепления. Противоположный конец тяги крепится в рычаге 3 вилки выключения сцепления сферической гайкой 4. Надетая на тягу 5 пружина прижимает нижний конец рычага 3 к гайке 4. Рычаг педали сцепления проходит сквозь отверстие в полу кабины, закрытое резиновой шайбой...
На ведомых дисках рассмотренных выше сцеплений установлены гасители крутильных колебаний. Они предохраняют трансмиссию от возникновения в ней крутильных колебаний вследствие неравномерности вращения коленчатого вала. Кроме того, гаситель способствует более плавному включению сцепления. Ведомый диск 1 сцепления, фланец 4 ступицы и диск 6 имеют по шесть совпадающих окон (в сцеплении автомобиля ЗИЛ-130 таких окон восемь), в которых помещены пружины 5. Таким образом, ступица связана с дисками 1 и 6 через эти пружины, представляющие собой упругие элементы гасителя. Для предохранения пружины от выпадания края окон дисков 1 и 6 отогнуты и ширина окон в дисках меньше наружного диаметра пружин. Диски склепаны между собой заклепками-упорами 3. Вырезы во фланце 4 ограничивают поворот ступицы относительно дисков 1 и 6. Для увеличения трения..........
Назначение сцепления — разъединять двигатель с коробкой передач во время переключения передач, а затем вновь плавно соединять их, не допуская резкого приложения нагрузки. С помощью сцепления обеспечивается плавное трогание автомобиля с места и плавная его остановка без остановки двигателя. При резком торможении без выключения сцепления оно, пробуксовывая, предохраняет трансмиссию от перегрузки большим крутящим моментом.
Современные автомобили могут иметь механическую, электромеханическую или гидромеханическую трансмиссию. В автомобиле с механической трансмиссией крутящий момент от двигателя к колесам передается и преобразуется только механическим способом. У автомобилей с электромеханической трансмиссией крутящий момент, передаваемый от двигателя к колесам, преобразуется электрическим и механическим способами, а у автомобилей с гидромеханической трансмиссией — гидравлическим и механическим способами......
|