Лонжеронные рамы получили свое название от составляющих их основу продольных балок—лонжеронов 1 , соединяемых между собой поперечинами 2 с помощью сварки или клепки. В местах, подвергающихся наибольшим нагрузкам, лонжероны имеют более высокий профиль, а иногда усиливаются местными вставками. Лонжероны часто делают выгнутыми в вертикальной и горизонтальной плоскостях . Чтобы защитить от повреждений радиатор и крылья, на переднем конце рамы устанавливаются буферы в виде поперечных балок, воспринимающих удары при наезде автомобиля на препятствие.
Рамы:
а-С параллельными лонжеронами; б-С суживающимися лонжеронами; в-С изогнутыми лонжеронами;1-Лонжерон; 2-Поперечница
Передняя поперечина рамы имеет форму, специально приспособленную для установки двигателя. Для усиления поперечин иногда в местах их крепления к лонжеронам накладываются косынки и угольники.
В автомобилях с несущими кузовами рама отсутствует, но имеется подрамник для крепления двигателя и передних колес к кузову.На чертеже ниже изображена рама грузового автомобиля, состоящая из двух лонжеронов 19, имеющих профиль швеллера переменного сечения, и поперечин 24, 17, 16, 13 и 10. Лонжероны и поперечины изготовляются из листовой малоуглеродистой стали.
Передний буфер 1 и буксирные крюки крепятся к лонжеронам спереди с помощью кронштейнов 2 и болтов.
Для крепления радиатора и передних опор двигателя служит передняя поперечина 24, приклепанная к лонжеронам. Задними опорами для двигателя являются кронштейны 4.
Рама автомобиля ЗИЛ-130:
1-Передний буфер; 2 -Кранштейн крепления буксирного крюка;3-Буксирный крюк; 5-Усилитель лонжерона; 6-Кронштейн крепления запасного колеса; 7-кронштейн указателя поворотов; 8-Растяжка; 9-Буксирное устройство; 10,13,16,17 и 24 -Поперечница; 11-Кронштейн заднего фонаря; 12-Распорка крепления тягово-сцепного прибора; 14-Кронштейн крепления задней рессоры; 15-Опорные площадки подрессорника; 18-Кронштейн крепления платформы; 19-Лонжерон; 20-Гнездо аккумуляторных батарей; 21- Кронштейн крепления рулевого механизма; 22-Кронштейн крепления передней рессоры; 23-Резиновый буфер; 25-Кронштейн для направления пусковой установкой
Передние рессоры крепятся к кронштейнам 22. Резиновые буферы 23 предотвращают удар рессор о лонжерон. Задние рессоры крепятся к кронштейнам 14. У груженого автомобиля концы подрессорников (дополнительных рессор) опираются на опорные площадки 15.
На левом лонжероне установлены гнездо 20 для аккумуляторных батарей и кронштейн 21 крепления картера рулевого механизма. На правом лонжероне имеется кронштейн 6 крепления запасного колеса.
Промежуточная опора карданного вала укреплена снизу второй поперечины 17, к верхней части которой крепится задняя опора кабины.
Тягово-сцепной прибор крепится распоркой 12 и растяжками 8 к задней поперечине 10. На заднем конце правого лонжерона помещается кронштейн 7 указателя поворота, а на заднем конце левого лонжерона — кронштейн 11 заднего фонаря.Кронштейны 18 служат для крепления платформы, а кронштейн 25 — для направления пусковой рукоятки.Для повышения жесткости и прочности рамы к ее лонжеронам крепятся усилители 5.При буксировке автомобиля используются крюки 3.