Ведущая часть сцепления состоит из маховика 1, опорного диска 26, вставленного в центральное отверстие кожуха 31, привернутого к маховику, и ведущего диска 2, соединенного с кожухом 31 шпильками 3. Эти шпильки входят в соответствующие пазы кожуха 31 и служат направляющими для диска при его осевом перемещении.
Сцепление с центральной пружиной автомобиля КрАЗ-214;
1-Маховик; 2-Ведущий диск; 3-Шпилька; 4-Ведомый диск; 5 и 6-Накладки; 7-Ступица ведомого диска; 8 и 18-Шарикоподшипники; 9-первичный вал коробки передач; 10-Опорное кольцо; 11 и 28-Шайбы; 12-Заклинка; 13-Регулировочные прокладки; 14-картер сцепления; 15-Рычаг выключения; 16-Шарики; 17-палец; 19-Крышка первичного вала коробки передач; 20-25 и 30-Пружины; 21-Муфта выключения сцепления; 22-втулка; 23-Вилка выключения; 24-Вал; 26-Опорный диск; 27-Крышка смотрового люка; 29-Штифт; 31-Кожух
К ведомой части сцепления относятся: первичный вал 9 коробки передач и расположенный на его шлицах ведомый диск 4 со ступицей 7. Разрезной ведомый диск отштампован из стали; с обеих сторон к нему приклепаны заклепками 12 фрикционные накладки 5 и 6. Опорами для первичного вала коробки передач служат два шарикоподшипника 8, расположенных в выточке маховика и в стенке картера коробки передач (на рисунке не видно).
Возможны два варианта соединения ведомого диска с его ступицей: при помощи заклепок и через гаситель крутильных колебаний.
Нажимной механизм сцепления состоит из центральной пружины 25, опирающейся на диск 26 и втулку 22, и двадцати упругих рычагов 15. Пружина 25 давит на втулку 22, установленную свободно в отверстии диска 26, стремясь сдвинуть ее назад. На переднем конце втулки 22 с помощью опорного кольца 10 закреплены две шайбы 11, между которыми на шариках 16 закреплены внутренние концы рычагов 15 выключения. Давление пружины 25 через втулку 22 передается рычагам 15. Рычаги, опираясь на кольцевой выступ опорного диска 26, наружными концами давят на кольцевой выступ ведущего диска 2, который плотно прижимает ведомый диск 4 к маховику 1. Соотношение плеч у рычагов 15 таково, что они увеличивают силу давления на ведомый диск по сравнению с силой пружины в 7,5 раза. Благодаря этому сцепление может передавать большие крутящие моменты при относительно слабой центральной пружине.
Схема действия сцепления с центральной пружиной:
а-Сцепление включено; б-Сцепление выключено
Силу пружины 25 регулируют с помощью прокладок 13,установленных между опорным диском 26 и кожухом 31. При уменьшении или увеличении числа регулировочных прокладок изменяется положение опорного диска 26 относительно кожуха 31 . Минимально допустимая величина зазора гарантирует полноту включения сцепления (отсутствие пробуксовки дисков).