Углы установки передних колёс и шкворней поворотных цапф:
а-Углы развала колёс и поперечного наклона шкворней; б-Схождение колёс; в-Угол продольного наклона шкворня
а-Углы развала колёс и поперечного наклона шкворней; б-Схождение колёс; в-Угол продольного наклона шкворня
Угол развала а создается соответствующим наклоном оси поворотной цапфы; угол развала может составлять от 0 до 1°30', как это видно из табл. 8. Во втулках шкворней и подшипниках колес имеются зазоры, которые при движении автомобиля вследствие наличия нагрузки на переднюю ось становятся равными нулю и колеса занимают вертикальное положение. Наличие угла развала у управляемых колес облегчает их поворот.
Схождение колес практически определяется не как угол, а как разность расстояний А и Б в миллиметрах между ободами управляемых колес спереди и сзади по горизонтальной плоскости. Схождение колес можно регулировать, изменяя длину поперечной рулевой тяги. Силы сопротивления качению, действующие на управляемые колеса со стороны дороги, при движении автомобиля стремятся повернуть их наружу, так как в местах крепления имеются зазоры. Под действием этих сил зазоры уменьшаются и колеса устанавливаются в положение, обеспечивающее прямолинейное движение.
Угол поперечного наклона оси шкворня ;β может составлять от 0 до 10°. Благодаря наличию этого угла уменьшается расстояние от оси колеса автомобиля до точки пересечения продолжения оси шкворня с дорогой. Вследствие этого уменьшается нагрузка на детали рулевого управления при наезде колеса на препятствие, а также усилие, затрачиваемое шофером при повороте управляемых колес. Если колесо поворачивать относительно шкворня, имеющего поперечный наклон, то оно будет стремиться опуститься ниже плоскости дороги, но это невозможно; поэтому любой поворот колеса будет вызывать подъем передней части автомобиля и сила тяжести будет стремиться вернуть колесо в нейтральное положение.
Схема поясняющая стабилизирующее действие:
а-Угол поперечного наклона шкворня; б и в-угол продольного наклона шкворня; г-угол увода переднего колеса
а-Угол поперечного наклона шкворня; б и в-угол продольного наклона шкворня; г-угол увода переднего колеса
Угол продольного наклона шкворня у делают исключительно для повышения стабилизации управляемых колес. В среднем он равен 0 — 3°.
При продольном наклоне шкворня продолжение его оси пересекается с дорогой в точке А, лежащей впереди средней точки В площади контакта колеса с дорогой. При повороте колеса от сил реакции Yt или Y2 возникают стабилизирующие моменты, стремящиеся вернуть колесо в нейтральное положение.
Если угол продольного наклона шкворня равен нулю или имеет отрицательное значение, то стабилизация управляемых колес достигается вследствие бокового увода шин. В этом случае точка приложения боковой силы и точка пересечения продолжения оси шкворня с поверхностью дороги не совпадают из-за смещения отпечатка шины на угол ψ, т. е. имеется плечо, а следовательно, и стабилизирующий момент