Промежуточный вал 9, изготовленный как одно целое с двумя косозубыми 10 и 8 и двумя прямозубыми 7 и б шестернями, вращается на оси на двух цилиндрических роликоподшипниках, между которыми помещена распорная втулка.
Трехступенчатая коробка передач автомобиля М-21 «Волга»:
1-Первичный вал; 2 и 10- Косозубые шестерни постоянного зацепления; 3 и 8-Косозубые шестерни второй передачи; 4 и 7-Прямозубые шестерни первой передачи; 5-Вторичный вал коробки передач; 6 и 12-Шестерни заднего хода; 9-Промежуточный вал; 11-Муфта синхронизатора; 13-Сапун
1-Первичный вал; 2 и 10- Косозубые шестерни постоянного зацепления; 3 и 8-Косозубые шестерни второй передачи; 4 и 7-Прямозубые шестерни первой передачи; 5-Вторичный вал коробки передач; 6 и 12-Шестерни заднего хода; 9-Промежуточный вал; 11-Муфта синхронизатора; 13-Сапун
Опорами вторичного вала 5 служат цилиндрический роликоподшипник в гнезде первичного вала и шарикоподшипник в задней стенке картера коробки передач. Осевые усилия, действующие на вторичный вал при работе косозубых шестерен, воспринимаются шарикоподшипником.
На передней части вторичного вала на шлицах установлена муфта 11 синхронизатора, служащая для включения второй и третьей (прямой) передач.
Синхронизатор выравнивает скорости вращения валов при переключении передач.
Рядом со ступицей муфты синхронизатора на гладкой шейке вала свободно установлена косозубая шестерня 3 второй передачи с зубчатыми венцом и конусом. В отверстие ступицы шестерни 3 запрессована бронзовая втулка.
В средней части вторичного вала сделаны шлицы, по которым может передвигаться прямозубая шестерня 4, служащая для включения первой передачи и заднего хода. Прямозубая шестерня 12 заднего хода вращается на стальной оси на бронзовой втулке и находится в постоянном зацеплении с шестерней 6 промежуточного вала.
Для включения первой передачи шестерня 4 из нейтрального положения передвигается вперед и ее зубья входят в зацепление с зубьями шестерни 7 промежуточного вала. Крутящий момент передается через шестерни 2, 10, 7 и 4.
Вторая и третья (прямая) передачи включаются с помощью муфты 11 синхронизатора, соединяющей с вторичным валом шестерни 2 или 3. В этом случае крутящий момент передается на вторичный вал через шестерни 2, 10, 8 и 3 и муфту 11 синхронизатора. На прямой передаче муфта синхронизатора непосредственно соединяет между собой первичный и вторичный валы.
Задний ход включают перемещением шестерни 4 назад и зацеплением ее с шестерней 12. При этом крутящий момент передается через шестерни 2, 10, 6, 12 и 4.Сапун 13 служит для вентиляции картера коробки передач.