Механический привод выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130:
1-Педаль сцепления; 2-Возвратная пружина; 3-Рычаг вилки выключения сцепления; 4-Сферическая гайка; 5-Тяга выключения сцепления; 6-Рычаг вала педали сцепления
1-Педаль сцепления; 2-Возвратная пружина; 3-Рычаг вилки выключения сцепления; 4-Сферическая гайка; 5-Тяга выключения сцепления; 6-Рычаг вала педали сцепления
При нажатии на педаль 1 движение через вал педали, рычаг 6, тягу 5, гайку 4, рычаг 3 и вилку передается муфте выключения сцепления, шарикоподшипник которой, упираясь в рычаги выключения, выключает сцепление. При прекращении нажатия на педаль пружина 2 возвращает ее в исходное положение.
Вращая регулировочную гайку 4, можно изменять длину тяги 5, изменяя тем самым свободный ход педали и величину зазора между подшипником и рычагами выключения. Свободный ход педали сцепления должен составлять 35—50 мм. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска 14 расстояние между концами рычагов и шарикоподшипником в уменьшается, что приводит к уменьшению свободного хода педали.
Если свободный ход педали слишком велик, то это затрудняет переключение передач, так как сцепление выключается неполностью. При недостаточной величине свободного хода педали сцепление будет пробуксовывать и не сможет передать полный крутящий момент двигателя. Как в том, так и в другом случаях износ накладок ведомого диска быстро возрастает.
Гидравлический привод выключения сцепления:
1-Пробка; 2-;кранштейн; 3-Резервуар; 4-Компенсационное отверстие; 5-Пружина ; 6- Ось; 7-Энсцентриковая ось; 8 и 19-Толкатель; 9 и 15-Поршень; 10 и 20-Уплотнительные манжеты; 11-Главный цилиндр; 12-Трубопровод; 13-Резиновый колпачок; 14-Клапан; 16-Рабочий цилиндр; 17-Гайка; 18-педаль
1-Пробка; 2-;кранштейн; 3-Резервуар; 4-Компенсационное отверстие; 5-Пружина ; 6- Ось; 7-Энсцентриковая ось; 8 и 19-Толкатель; 9 и 15-Поршень; 10 и 20-Уплотнительные манжеты; 11-Главный цилиндр; 12-Трубопровод; 13-Резиновый колпачок; 14-Клапан; 16-Рабочий цилиндр; 17-Гайка; 18-педаль
Гидравлический привод. Такой привод выключения сцепления устанавливается на автомобиле М-21 «Волга». Привод соединяет педаль 18 с вилкой выключения и состоит из цилиндра 11, выполненного как одно целое с главным тормозным цилиндром, резервуара 3, трубопровода 12, состоящего из металлической трубки и короткого гибкого шланга,и рабочего цилиндра 16. В цилиндрах 11 и16 помещены поршни 9 ж 15 с толкателями 8 и 19 и резиновыми уплотнительными манжетами 10 и 20. Педаль 18 сцепления эксцентриковой осью 7 соединена с толкателем 8, а вилка наружным концом упирается в толкатель 19. Рабочий цилиндр 16 крепится болтами непосредственно на картере сцепления, а главный 11 — под капотом двигателя. При отпущенной педали пружина 5 удерживает ее в исходном положении.
Шофер, нажимая негой на педаль 18 сцепления, поворачивает ее вокруг оси 6, установленной в кронштейне 2. Педаль через эксцентриковую ось 7 приводит в движение толкатель 8, который перемещает поршень 9 в главном цилиндре 11. При движении поршень перекрывает компенсационное отверстие 4, соединяющее главный цилиндр с резервуаром 3. Вследствие этого возрастает давление в главном цилиндре, которое передается через жидкость, заполняющую трубопровод 12, в рабочий цилиндр 16. Под действием давления жидкости перемещается поршень 15, передающий движение через толкатель 19 вилке выключения сцепления.
При отпускании педали сцепления пружины возвращают все элементы привода в исходное положение.Эксцентриковая ось 7 служит для регулировки зазора между толкателем 8 и поршнем 9 главного цилиндра. С помощью гаек 17 можно изменять длину толкателя 19 с целью регулировки зазора между подшипником выключения сцепления и головками винтов рычагов сцепления. Свободный ход педали сцепления должен составлять 32—40 мм, что соответствует зазору между подшипником и винтами рычагов 2,5 мм.
Для прокачки привода на пробке 1 резервуара сделан резьбовой наконечник для присоединения шланга шинного насоса. При прокачке воздух из привода удаляется через клапан 14, закрытый резиновым колпачком 13.
Гидравлический привод по сравнению с механическим обеспечивает более плавное включение сцепления и уменьшает усилие выключения.