В механизме червяк и сектор применяют как обычный цилиндрический червяк, так и глобоидальный червяк с нарезной поверхностью, витки которой выполнены по дуге окружности с центром на оси вращения сектора. В последнем случае даже при крутых поворотах автомобиля между зубьями сектора и червяком сохраняется небольшой зазор.
Механизм с цилиндрическим червяком и сектором показан на рисунке, а. С насаженным на нижнем конце рулевого вала 1 червяком 2 находится в зацеплении зубчатый сектор 3, изготовленный как одно целое с валом 4 рулевой сошки 5.
На рисунке, б изображен рулевой механизм типа червяк и ролик. На нижнем конце рулевого вала 1 имеется глобоидальный червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 7, входящим в зацепление с витками червяка и сидящим на оси, закрепленной в вилке вала 8 рулевой сошки 5. Механизм этого типа является наиболее износостойким и требует от шофера наименьшей затраты усилий при повороте.
Червяк 2 может также работать в паре с боковым сектором 9. В механизмах этого типа контакт между зубьями происходит
не в отдельных точках, как в ранее рассмотренных передачах, а по линиям, что позволяет передавать значительно большие усилия. Однако потери на трение и износ такой передачи велики. Кроме того, механизм этого типа особенно чувствителен к точности регулировки зацепления.
На рис. изображен рулевой механизм типа червяк и ролик с передаточным числом 20,5 автомобиля ГАЗ-53А.
К левому лонжерону рамы автомобиля прикреплен болтами чугунный картер 13 рулевого механизма, внутри которого помещаются находящиеся в зацеплении глобоидальный червяк 20 и двухгребневой ролик 21. Опорами рулевого вала 18 с напрессованным на его нижний конец червяком служат цилиндрический роликоподшипник 32 в рулевой колонке 19 и два конических роликоподшипника 12 в картере рулевой передачи. Последние два подшипника не имеют внутренних колец и их ролики работают непосредственно по поверхности червяка. Ролик 21 посажен на ось 4 на двух шарикоподшипниках, на внутреннее кольцо 2 которых установлено пружинное кольцо 1. Ось 4 ролика запрессована в головку вала 22 рулевой сошки 31 и смещена от оси червяка в сторону боковой крышки картера на 5,75 мм.
Сошка закреплена на мелких шлицах вала 22 гайкой с шайбой. Четыре сдвоенных шлица обеспечивают правильность соединения сошки с валом. Вал сошки вращается в цилиндрическом роликоподшипнике 25-и втулке 29 и может поворачиваться на угол 90°. Втулка помещается в картере 13, а подшипник 25 — в его боковой крышке 26. Кроме боковой, картер имеет также верхнюю 15 и нижнюю 9 крышки. Внутрь картера через отверстие, закрываемое пробкой 14, заливается масло.
Картер 13 крепится к рулевой колонке 19 хомутом 24 и стяжным болтом 23. На верхнем конце рулевого вала крепятся рулевое колесо 30 и кнопка сигнала. Провод 7 сигнала проходит внутри рулевого вала 18 в трубке 6; между трубкой и валом установлено уплотнительное кольцо 5,