Передний ведущий мост автомобиля ГАЗ-66:
1-Крышка подшипника; 2-Поворотная цапфа; 3-Роликоподшипник; 4-Шип; 5-Чашка; 6-кожух полуоси; 7-Полуось; 8-кардан равных угловых скоростей; 9-Рычаг поворотной цапфы
1-Крышка подшипника; 2-Поворотная цапфа; 3-Роликоподшипник; 4-Шип; 5-Чашка; 6-кожух полуоси; 7-Полуось; 8-кардан равных угловых скоростей; 9-Рычаг поворотной цапфы
Кожухи 6 полуосей 7 заканчиваются сферическими чашками 5, являющимися опорами поворотных цапф 2. Шкворень поворотной цапфы сделан разрезным и изготовлен в виде двух шипов 4, приваренных к сферической чашке. На эти шипы и надевается корпус поворотной цапфы 2. Между шипами и корпусом установлены конические роликоподшипники 3, которые закрываются крышками 1. Верхняя крышка одновременно является рычагом 9 поворотной цапфы.
Карданы 8, обеспечивающие равномерное вращение соединяемых ими валов и называемые карданами равных угловых скоростей, применяются только в приводе к передним ведущим колесам; в остальных случаях пользуются обычными карданами. Применение карданов равных угловых скоростей в приводе к передним колесам необходимо, так как при неравномерном вращении управляемых колес уменьшается устойчивость автомобиля.
Карданы равных угловых скоростей могут быть шариковыми (с делительными канавками или с делительным рычагом), кулачковыми и сдвоенными.В передних ведущих мостах отечественных автомобилей применяются карданы равных угловых скоростей с делительными канавками . Вал 3, на шлицах которого крепится ступица колеса, изготовлен как одно целое с ведомой вилкой, а полуось 5 со шлицами, входящими в отверстие полуосевой шестерни дифференциала, — как одно целое с ведущей вилкой 4. Вилки центрируются с помощью сферических углублений на торцах, в которых помещается центральный шарик 1. В делительные канавки вилок заложены четыре ведущих шарика 2, передающих усилие от ведущей вилки к ведомой.
Кардан равных угловых скоростей:
1-Центральный шарик; 2-Ведущий шарик; 3-Вал; 4-Вилка; 5-полуось; 6-Шпилька; 7-Штифт
1-Центральный шарик; 2-Ведущий шарик; 3-Вал; 4-Вилка; 5-полуось; 6-Шпилька; 7-Штифт
Центральный шарик 1 не позволяет ведущим шарикам выкатиться из канавок. Для сборки кардана центральный шарик имеет лыску, которой его поворачивают к вставляемому ведущему шарику. В осевом канале ведомой вилки расположена шпилька 6, конец которой входит в отверстие центрального шарика 1 и запирает таким образом собранный кардан. От продольного перемещения шпилька удерживается штифтом 7.
Делительные канавки имеют такую форму, чтобы ведущие шарики, независимо от угловых перемещений вилок, всегда располагались в плоскости, делящей попалам угол между осями ведущей и ведомой вилок. Равномерность вращения ведомого вала обеспечивается одинаковыми расстояниями от осей обеих вилок до центров ведущих шариков. Кардан с делительными канавками сохраняет равномерность вращения при углах между валами не более 33-36°.
Двойной кардан равных угловых скоростей представляет собой два спаренных кардана. Такой кардан применяется на автомобиле МАЗ-501.