При движении автомобиля по плохим дорогам, при трогании с места и быстром разгоне необходимо увеличение крутящего момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам. Для этой цели на автомобилях ставится коробка передач, в которой имеется также передача, позволяющая автомобилю двигаться задним ходом. Кроме того, коробка передач дает возможность разобщать коленчатый вал с ведущими колесами при работе двигателя на холостом ходу.
Коробка передач состоит из набора шестерен, которые входят в зацепление друг с другом в различных сочетаниях, образуя несколько передач, или ступеней с различными передаточными числами (ступенчатая коробка передач).
Коробка передач должна работать бесшумно и с минимальным износом, что достигается применением шестерен с косыми зубьями.
Трехступенчатые коробки передач имеют автомобиль М-21 «Волга» и автобусы РАФ-377Д и «Латвия», четырехступенчатые — автомобили ГАЗ-53А, «Москвич-408» и др., а пятиступенчатые — автомобили ЗИД-130, МАЗ-200, МАЗ-ГЮО и КрАЗ-219.
Переключение передач в ступенчатых коробках может осуществляться двумя способами: 1) передвижением шестерен; 2) передвижением муфт при неподвижных шестернях.
Схема трёхступенчатой коробки передач:
А-Первичный вал; Б-Вторичный вал; В-Промежуточный вал; 1-8 -Шестерни
А-Первичный вал; Б-Вторичный вал; В-Промежуточный вал; 1-8 -Шестерни
В коробке передач имеются три вала: ведущий (первичный) А, связанный через сцепление с двигателем, ведомый (вторичный) Б, соединенный через карданную передачу и другие механизмы с ведущими колесами автомобиля, и промежуточный В. С первичным валом как одно целое изготовлена шестерня 1. На вторичном валу установлены подвижные шестерни 3 и 5, а шестерни 2, 4, 6 и 7 изготовлены как одно целое с промежуточным валом.Шестерни 2 и 1 находятся в постоянном зацеплении и передаточное число между ними
In=z2/z1
где z2 — число зубьев шестерни 2; z1 — число зубьев шестерни 1. Когда какая-либо шестерня вторичного вала входит в зацепление с одной из шестерен промежуточного вала, крутящий момент от двигателя через первичный, промежуточный и вторичный валы коробки передач передается карданной передаче. Передаточное число между промежуточным и вторичным валами определяется отношением чисел зубьев шестерен, входящих в зацепление.
Общее передаточное число передачи представляет собой произведение передаточных чисел отдельных пар шестерен. Если в зацеплении будут находиться шестерни 5 и 6, то получим первую передачу, общее передаточное число которой где z5 и z6 — число зубьев соответственно шестерен 5 и 6.
Чем больше передаточное число, тем больше крутящий момент, подводимый к ведущим колесам автомобиля.
Первой передачей пользуются при движении автомобиля в самых тяжелых дорожных условиях, на крутых подъемах, а также при трогании с места на плохой дороге с грузом. У грузовых автомобилей и автобусов передаточное число первой передачи I1 = 3/8, а у легковых автомобилей i1 — = 2/4.
Вторая передача получается при включении шестерен 3 и 4:
i2 = z2 / z1 * z3 / z4
где z3 и z4 — число зубьев соответственно шестерен 3 и 4. Эту передачу включают при движении автомобиля по дороге с повышенным сопротивлением, при разгоне и при трогании с места на хорошей дороге.
В коробке передач,третья передача является одновременно и прямой, т. е. такой, когда непосредственно соединяются первичный и вторичный валы через шестерни 1 и 3. Передаточное число прямой передачи равно единице. Прямую передачу включают при работе автомобиля в обычных дорожных условиях.
С шестерней 7 промежуточного вала в постоянном зацеплении находится шестерня 8, которая условно изображена в плоскости чертежа. При зацеплении шестерни 5 с шестерней 8 вторичный вал вращается в обратную сторону по отношению к первичному валу (задний ход).А вы вкурсе что на FroGik.Ru можно без регистрации абсолютно бесплатно скачать Русская Рыбалка. Лучший портал рунета. Все бесплатно и по прямой ссылке!