Диафрагма 11 воздухораспределителя регулирует давление воздуха в тормозных камерах прицепа. При одинаковом давлении воздуха в полости Жив полостях 3 и К плюс давление пружины диафрагмы в полости 3 устанавливается определенное давление, так как диафрагма, прогнувшись вниз, закрывает клапан 10 и изолирует полость 3 от полости Ж.
В случае поломки сцепного устройства магистраль прицепа разрывается, и прицеп затормаживается, так как в полости К давление становится равным атмосферному. При повороте трехходового крана 8 из положения, показанного на рис. 304, б на 90° по часовой стрелке, происходит растормаживание прицепа, разъединенного с тягачом. Давление с обеих сторон поршня 9 в полостях Ж и И уравновешивается за счет воздуха, поступающего из баллона 33 прицепа. Под действием сжатого воздуха в полости 3 открывается выпускной клапан 12, через который тормозные камеры 34 сообщаются с полостью Иже атмосферой.
В комбинированном тормозном кране диафрагменного типа (автомобилей ЗИЛ-130А1 и ЗИЛ-130А4) имеются две секции, из которых верхняя управляет тормозами прицепа или полуприцепа, а нижняя — тормозами тягача. Резиновые диафрагмы 10 и 23 зажаты по краям между крышками 13 и 18'ж корпусом 27 крана. В кране также образуется шесть полостей А, Б, В, Г, Д, и Е, отделенных одна от другой диафрагмами 10 ж 23 ж клапанами 14, 15, 19 и 20. Полости А и Е через окно 28 связаны с атмосферой; полость Б соединена с магистралью прицепа; полости В ж Г связаны с баллонами тягача и полость Д соединена с магистралью тягача.
В расторможенном состоянии кран работает следующим образом. Впускной клапан 15 открыт и пропускает сжатый воздух из баллонов в магистраль прицепа. Величину давления сжатого воздуха можно регулировать пружиной 7. Впускной клапан 19 секции, управляющей тормозами тягача, закрыт, а выпускной 20 открыт, и к тормозным камерам тягача сжатый воздух не проходит.
При нажатии на тормозную педаль ведущий рычаг 6 поворачивается относительно оси 1 в вилке рычага 2. При этом рычаг 6 смещает влево шток 3, закрепленный на оси 4, вследствие чего сжимается пружина 7. Шток 3 перестает давить на шток 11, поэтому диафрагма 10 под действием сжатого воздуха и пружины 12 прогибается влево, и пружина 16 сажает в гнездо клапан 15. Шток 11, смещаясь влево, отходит от выпускного клапана 14, и он открывается. Через окно 28, полость А, пустотелый шток 11 и полость Б магистраль прицепа соединяется с атмосферой, и воздух из нее выходит наружу.
Понижение давления в магистрали вызывает срабатывание воздухораспределителя, установленного на прицепе, и приводит в действие тормоз прицепа. Нижний конец рычага 6 нажимает на рычаг 2, который, перемещая стакан 25, сжимая уравновешивающую пружину 26, закрывает выпускной клапан 20 и открывает впускной клапан 19, соединяющий магистраль тягача с баллонами через полость Д, что приводит к торможению тягача.
Комбинированный тормозной кран диафрагменного типа:
А-Е-Полости; 1 и 4-Оси рычагов; 2 и 6-Рычаги; 3,11 и24-Штоки; 5-Валки; 7,12,16,17,21, и 26-Пружины; 8-Направляющая втулка; 9-Упорная шайба; 10 и 23-Диафрагмы; 13 и 18- Крышки корпуса крана; 14,15,19,20-Клапаны; 22-Корпус выключателя; 25-Стакан; 27-Корпус крана; 28-Окно
При прекращении нажатия на тормозную педаль рычаг 6 освобождается от нагрузки и пружина 7, разжимаясь, перемещает шток 3 вправо. Выпускной клапан 14, управляющий тормозами прицепа, закрывается, а впускной 15 открывается. В магистраль прицепа поступает сжатый воздух, и колеса прицепа растормаживаются. В секции, управляющей тормозами тягача, закрывается впускной клапан 19 и открывается выпускной клапан 20, через который выходит сжатый воздух из тормозных камер тягача.
Пружины 7 и 26 и диафрагмы 10 и 23 осуществляют следящее действие в этом кране по тому же принципу, что и в тормозном кране автомобилей МАЗ.
Если затормозить тягач ручным тормозом, то специальная система рычагов включит пневматический тормозной привод прицепа. Рычаг повернет валик 5, кулачок которого надавит на вырез штока 3 и, перемещая его вправо, включит в работу секцию тормозного крана, управляющую тормозами прицепа.
Тормозной кран прицепа с пневматическим управлением, устанавливаемый на автомобилях ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157 в расторможенном положении пружина 5 поднимает шток 2 вверх и открывает впускной клапан 8, через который сжатый воздух из баллона тягача поступает в полость В, затем в магистраль 9, через обратный клапан 10 в полость Г воздухораспределителя 19 и по каналу 14 наполняет баллон 12 прицепа.
При открытом обратном клапане 10 давление в полостях Г и Д с обеих сторон поршня 18 выравнивается. Под действием пружины 17 поршень вместе с пустотелым штоком 15 перемещается вверх, и полость Е через шток 15 и полость Ж соединяет тормозные камеры 11 прицепа с атмосферой. Когда давление воздуха в полости В станет больше давления пружины 5 на поршень 4, поршень 3 со штоком 2 опускается. Клапан 8 закрывается, и сжатый воздух из баллона тягача в баллон прицепа перестанет перетекать.
Схема пневматического тормозного привода прицепа:
А-Ж-Полости; 1,5,17-Пружины; 2 и 15-Штоки; 3,4,16 и 18-Поршни; 6-Тормозной кран прицепа; 7-Фильтр; 8,10 и 13-клапаны; 9-магистраль; 11-Тормозная камера; 12-Баллон; 14-канал; 19-Воздухораспределитель; 20-Тормозной кран тягача
А-Ж-Полости; 1,5,17-Пружины; 2 и 15-Штоки; 3,4,16 и 18-Поршни; 6-Тормозной кран прицепа; 7-Фильтр; 8,10 и 13-клапаны; 9-магистраль; 11-Тормозная камера; 12-Баллон; 14-канал; 19-Воздухораспределитель; 20-Тормозной кран тягача
В случае нажатия на тормозную педаль под давлением сжатого воздуха, поступающего в полость А из тормозного крана 20, поршень 4 со штоком 2 опускается. При этом отверстие в торце штока открывается, и магистраль 9 прицепа соединяется с атмосферой через фильтр 7, полость Б, канал в штоке и полость В. Установление атмосферного давления в полости Д приводит к опусканию штока 15 под действием давления на поршень 18 сжатого воздуха из баллона 12. Шток 15, упираясь в клапан 13, разобщает полость Ж с атмосферой и открывает через клапан 13 проход сжатому воздуху из баллона 12 в тормозные камеры 11 прицепа.
Поршни и пружины крана образуют следящую систему. Пружина 5 давит на поршень 4 и стремится поднять его вместе со штоком вверх, тогда как пружина 1, нагружающая клапан 8, и давление воздуха в полостях А и В на поршни 4 и 3 стремятся опустить шток 2 вниз. Увеличение силы нажатия на тормозную педаль вызывает увеличение давления в полости А, что приводит к поступлению дополнительного количества сжатого воздуха в тормозные камеры 11 прицепа, т. е. к повышению интенсивности торможения.