Кроме установленных на прицепе баллона 33 для сжатого воздуха и тормозных камер 34, в тормозную систему автопоезда также входят воздухораспределитель 32, соединительная головка 30, соединяющая воздушные магистрали 31 тягача и прицепа, и разобщительный кран, который отключает магистраль прицепа.
В тормозных системах автомобилей МАЗ и КрАЗ устанавливается комбинированный тормозной кран 29 поршневого типа, обслуживающий одновременно тормозные системы тягача и прицепа. Между гайкой 4 и стенкой верхнего цилиндра зажата уравновешивающая пружина 3, надетая на трубку 2. На наружный конец тяги 27 управления верхним краном, помещенной внутри трубки 2, навертывается гайка 26, затягивающая уравновешивающую пружину 28. Приводной рычаг 1 крана имеет отверстие, в которое свободно входят трубка 2 и тяга 27. Нижний конец приводного рычага шарнирно связан с тягой 23 управления нижним краном. Тяга 23 проходит через регулировочный стакан 21, и надетая на нее регулировочная пружина 22 упирается одним концом в этот стакан, а другим — в гайку 24, навернутую на тягу 23. Положение регулировочного стакана в корпусе нижнего цилиндра фиксируется болтом 25.
Схема пневматического тормозного привода автомобиля МАЗ-200 с прицепом:
а-Расторможенное состояние б-Заторможенное состояние; А-К-Полости; 1-Приводной рычаг тормозного крана; 2-Трубка; 3,6,14,15,18,22 и 28-Пружины; 4,24 и 26-Гайки; 5,9 и 19-Поршни; 7 и17-Пустотелые штоки; 8-Трёхходовой кран прицепа; 10-Впускной клапан; 11-Резиновая диафрагма; 12-Выпускной клапан; 13 и 16-Плоские двойные резиновые клапаны; 20-Упорное кольцо; 21-Регулировочный стакан; 23 и 27-Тяги; 25-Болт; 29-Тормозной кран; 30-Соединительная головка; 31-Магистраль прицепа; 32-Воздухораспределительный; 33-Баллон; 34-Тормозная камера
а-Расторможенное состояние б-Заторможенное состояние; А-К-Полости; 1-Приводной рычаг тормозного крана; 2-Трубка; 3,6,14,15,18,22 и 28-Пружины; 4,24 и 26-Гайки; 5,9 и 19-Поршни; 7 и17-Пустотелые штоки; 8-Трёхходовой кран прицепа; 10-Впускной клапан; 11-Резиновая диафрагма; 12-Выпускной клапан; 13 и 16-Плоские двойные резиновые клапаны; 20-Упорное кольцо; 21-Регулировочный стакан; 23 и 27-Тяги; 25-Болт; 29-Тормозной кран; 30-Соединительная головка; 31-Магистраль прицепа; 32-Воздухораспределительный; 33-Баллон; 34-Тормозная камера
В комбинированном тормозном кране имеется шесть полостей, из которых полости А и Е соединяются с атмосферой, В и Г — с баллоном сжатого воздуха; полость Б соединяется с магистралью прицепа и полость Д — с магистралью тягача. Кроме того, полости А, Е и В, Г соединены попарно друг с другом. Поршень 5 разделяет полости А и Б, поршень 19 — полости Е и Д, клапан 13 — полости Б и В и клапан 16 — полости Д и Г.
нутренняя полость корпуса воздухораспределителя 32 прицепа также делится на две части (полости Ж и 3) внутренней перегородкой. Внутри корпуса может перемещаться поршень 9, на одном штоке с которым свободно надет впускной клапан 10 и закреплен выпускной клапан 12.Удерживаемая в определенном положении пружиной резиновая диафрагма 11 отделяет в нижней части корпуса полость И.
Полость Ж соединена с баллоном 33 прицепа, полость 3 — с тормозными камерами 34 прицепа, полость И — с атмосферой и полость К над поршнем —• с магистралью 31 прицепа. Положение деталей, показанное на рис. 304, а, соответствует расторможенному состоянию.
Величину давления воздуха в баллоне 33 прицепа можно регулировать путем затяжки пружины 3 гайкой 4. Компрессор через баллон сжатого воздуха тягача, полость В, клапан 13, полость Б, соединительную головку 30, магистраль 31, трехходовой кран 8 и полость Ж подает сжатый воздух в баллон 33 прицепа до тех пор, пока давление воздуха в баллоне не достигнет 4,8—5,3 кГ/см" (480—530 кн/м2). Тогда под действием давления воздуха в полости Б поршень 5 переместится влево и закроет клапан 13, вследствие чего прекратится дальнейшее поступление сжатого воздуха в баллон 33.
При торможении рычаг 1, действуя через трубку 2, сжимает пружину 3, которая перестает .давить на поршень 5, и последний под действием пружины 6 и сжатого воздуха в полости Б перемещается влево. Клапан 13, нагруженный пружиной 14, садится в седло; при этом полости Б и В изолируются одна от другой, а шток 7 соединяет с атмосферой полость К воздухораспределителя через полости Б, А и Е. В то же время полость 3 изолируется от атмосферы, так как поршень 9, перемещаясь вверх под действием пружины и сжатого воздуха из баллона 33, плотно прижимает выпускной клапан 12 к отверстию в диафрагме 11. Клапан 12 поднимает впускной клапан 10 вверх; при этом в перегородке открывается отверстие, через которое сжатый воздух проходит из полости Ж в полость 3 и далее к тормозным камерам 34 прицепа, вызывая торможение его колес.
Торможение колес тягача производится с некоторым запаздыванием по отношению к торможению колес прицепа, чтобы исключить возможность накатывания прицепа на тягач. При нажатии на тормозную педаль тяга 23 перемещает вправо шток 17. Когда торец штока упирается в клапан 16, то полость Д изолируется от атмосферы. При открытии клапана 16 под действием штока полости Г и Д соединяются, и сжатый воздух из баллона тягача через них поступает к тормозным камерам колес тягача, вызывая их торможение.
В зависимости от массы прицепа изменяется затяжка пружины 22, а следовательно, и время запаздывания торможения тягача по отношению к торможению прицепа.
Для того чтобы интенсивность торможения автопоезда соответствовала силе давления ноги шофера на педаль, тормозной кран и воздухораспределитель имеют следящее устройство, которое состоит из поршней и пружин. Нижний конец рычага 1 стремится повернуться относительно верхнего шарнира в результате давления на поршень 19 пружины 18 и сжатого воздуха в полости Д, но удерживается пружинами 3 и 28. При уравновешивании давления пружин 3 и 28 с одной стороны и пружины 18 и сжатого воздуха — с другой поршень 19 может переместиться влево до закрытия клапана 16, в результате чего в полости Д установится давление определенной величины. Таким образом, давление в полости Д, а следовательно, и в тормозных камерах колес тягача зависит от силы нажатия на тормозную педаль. Чем больше сила нажатия, тем сильнее сжимаются пружины 3 и 28.