к конусу шестерни 1 (если включается прямая передача) или к конусу шестерни 7 (если включается вторая передача). Вследствие наличия трения шестерня увлекает во вращательное движение кольцо 9 и поворачивает его относительно муфты 10 на некоторый угол, так как между ползуном 3 и пазом ползуна в торце кольца 9 имеется зазор. Торцовые скосы зубьев кольца 9 не позволяют зубьям муфты 10 пойти в зацепление с зубчатым венцом 2 или 6 и сильнее прижимают блокирующее кольцо к конусу шестерни. В результате этого постепенно выравниваются числа оборотов вторичного вала и включаемой шестерни.
Когда число оборотов указанных деталей станет одинаковым, зубья муфты 10 войдут в зацепление с зубьями венца 2 или 6 (в зависимости от включаемой передачи). При этом зубья муфты вначале входят в зацепление с зубьями блокирующего кольца 9, и взаимодействие скосов зубьев прекращается. Вследствие этого блокирующее кольцо перестает нажимать на конус зубчатого венца шестерни, и венец может повернуться по отношению муфты так, что их зубья войдут в зацепление.
Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53А
1-муфта синхронизатора; 2-Сухарь; 3-Ступица синхронизатора; 4 -Пружина
Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53А устроен аналогично рассмотренному выше с той лишь разницей, что между ступицей 3 и муфтой 1 синхронизатора установлены три сухаря 2, прижимаемые пружинами 4 к кольцевой выточке на внутренней поверхности муфты.
В коробках передач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и МАЗ-200 имеются два синхронизатора: один служит для включения четвертой и пятой передач, а другой — для включения второй и третьей передач. Устройство обоих синхронизаторов одинаково.
Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 состоит из передвижной каретки 2 (рис. 190) с зубчатыми венцами на концах, установленной на шлицах вторичного вала и соединенной фиксаторами в виде шариков 5 с конусными кольцами 3. В торцах диска каретки сделаны фигурные прорези для пальцев 1, также имеющих в средней части блокирующие конические поверхности. К пальцам прикреплены кольца 3, в которые запрессованы опоры 4 для шариков 5. Между шариками установлены пружины.