Вторичный вал опирается на шарикоподшипник 18 и роликоподшипник 32. На задний конец этого вала надеты втулка 19, фиксирующая шарикоподшипник 18, и втулка с фланцем 20 карданного шарнира закрепленная шайбой и гайкой 21. Крышка шарикоподшипника 18 одновременно служит кронштейном центрального тормоза.
Трехходовая пятиступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен автомобиля ЗИЛ-130:
1-Первичный вал; 2-Шарикоподшипники первичного вала; 3 и 13 -Муфты синхронизаторов; 4-Втулка; 5 и 27-Шестерни пятой передачи; 6 и 26-Шестерни третьей передачи; 7,8 и 15 -Вилки переключения передач; 9-Шарик фиксатора; 10-Пружина фиксатора; 11-Штифт; 12-Шарики; 14 и 25-Шестерни второй передачи; 16 и24-Шестерни первой передачи; 17-Сапун; 18-Шарикоподшипник вторичного вала; 19-Втулка; 20 фланец втулки карданного шарнира; 21-Гайка; 22Фиксирующая пластина; 23-Шарикоподшипник промежуточного вала; 28-Промежуточный вал; 29 и 31-Шестерни постоянного зацепления первичного и промежуточного валов; 30-Роликоподшипник промежуточного вала; 32-Роликоподшипник вторичного вала; 33,40 и 42-Плауны; 34,41 и 43-Вилки; 35-Промежуточный рычаг; 36-Ось промежуточного рычага; 37-Штифт; 38-Рычаг переключения передач; 39-Штифт-фиксатор; 44-Блок шестерён заднего хода
Для промежуточного вала 28 опорами служат шарикоподшипник 23 и роликоподшипник 30. Как одно целое с промежуточным валом изготовлена шестерня 24, а шестерни 25, 26, 27 и 29 установлены на нем на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников 18 и 23 фиксируются пластиной 22, а роликоподшипника 30 — стопорным кольцом.
Шестерни 31 и 29, соединяющие первичный вал 1 с промежуточным 28, шестерни 5 и 27 пятой передачи, шестерни 6 и 26 третьей передачи и шестерни 14 и 25 второй передачи имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни 16 и 24 и блок шестерен 44 имеют прямые зубья. Шестерни 5, 6 и 14 свободно вращаются на вторичном валу, на котором установлены также муфты 3 и 13. Переключение передач производится вилками 8, 7 и15, связанными с рычагом переключения передач.
Шестерня 5 свободно вращается на втулке 4, закрепленной на вторичном валу от проворачивания штифтом. При вращении шестерни 5 на втулке 4 и шестерен 6 и 14 на вторичном валу происходит трение стали по стали. Для обеспечения надежной работы шейки вала и втулка имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин. Поверхности этих деталей фосфатированы и покрыты специальным составом, предотвращающим заедание в период приработки. При такой установке шестерен на вторичном валу необходимо строго соблюдать соответствие применяемого масла ТАп-15) требованиям карты смазки.
Пятая передача коробки прямая. Включение четвертой и пятой передач производится смещением муфты синхронизатора 3 соответственно вперед или назад.
Первая передача включается при движении шестерни 16 вперед до зацепления ее с малой шестерней 24 промежуточного вала. Движение шестерни 16 назад и зацепление ее с зубьями меньшей шестерни блока 44 шестерен приводит к включению заднего хода. В последнем случае крутящий момент от двигателя через шестерни 31, 29, блоки шестерен 25 и 44 и шестерню 16 передается вторичному валу, который будет вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением вращения его при включении других передач.
Вторая и третья передачи включаются при соответствующем передвижении муфты 13 синхронизатора.
Четвертая и пятая передачи включаются при перемещении муфты 3 синхронизатора соответственно вперед или назад. Пятая передача прямая.
Коробки передач автомобилей МАЗ-200, МАЗ-500 и КрАЗ-219.На автомобилях МАЗ-200, МАЗ-5С0 и КрАЗ-219 устанавливается трехходовая пятиступенчатая коробка передаче пятой ускоряющей передачей . Передаточное число ускоряющей передачи равно 0,78. Наличие такой передачи дает возможность уменьшить расход топлива и износ двигателя, а также увеличить скорость движения автомобиля без груза по хорошей дороге.
Система шестерен, составляющая коробку передач, размещается па трех валах — первичном 1, промежуточном 39 и вторичном 35 и заключена в картер 30. Кроме того, на вторичном валу помещаются две муфты синхронизаторов 14 и 21 инерционного типа, обеспечивающие безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.
Шестерни 41, 43 и 44—46 установлены на промежуточном валу на шпонках и вращаются с ним как одно целое. Шестерни 15, 18 и 22 вторичного вала сидят па нем свободно на игольчатых подшипниках 16, 20 и 23. Для смазки этих подшипников имеется специальный насос 48, расположенный