Шины могут быть высокого, низкого и сверхнизкого давлении. Шинами высокого давления называются шины с внутренним давлением воздуха (при максимально допустимой нагрузке на колесо) 5—7 кГ/см2 (500—700 кн/м2); шинами низкого давления (баллонами) — шины с внутренним давлением воздуха 1,5—5,5 кГ/см2 (150—550 кн/м2), имеющие меньшую толщину стенок и уширенный профиль. Шины низкого давления лучше поглощают удары, чем шины высокого давления.
Почти все отечественные автомобили имеют шины низкого давления. Исключение составляет автомобиль Урал-355М, на котором могут устанавливаться как шины низкого давления, так и шины высокого давления.
В последнее время получили распространение шины со съемным протектором, для которого на покрышке сделаны три желобка. В этих желобках при накачивании шины зажимаются съемные протекторные кольца. Заменяя изношенный протектор, можно продлить срок службы шины.Установка на шину протектора с рисунком повышенной проходимости улучшает проходимость автомобиля.
Принципиальные конструктивные отличия имеют шины новых типов Р и PC. Во всех шинах ранее рассмотренных типов нити смежных слоев в корде каркаса перекрещиваются и располагаются под углом около 50е к плоскостям поперечных сечений шины; в каркасе шин типа Р нити корда лежат в плоскостях поперечных сечений и параллельны во всех слоях. В подушечном слое нити корда в шинах типа Р располагаются по окружности шины. Шины этого типа отличаются хорошими эксплуатационными качествами и повышенной долговечностью.
Конструкция шин типа PC такая же, как и у шин Р, но они имеют съемный протектор. Для повышения проходимости автомобилей применяются арочные шины очень широкого профиля с малым внутренним давлением воздуха.
Основные размеры покрышки
Наружный диаметр шины D, внутренний диаметр d, высота профиля Н и ширина профиля В. Диаметр обода колеса для шины определяется как d = D — 25, так как Н ≈ В.Применяются две системы для обозначения размеров шин: дюймовая и смешанная.
Шины высокого и низкого давления в дюймовой системе имеют различные обозначения. Для шин низкого давления размер указывается двумя числами через тире, из которых первое — ширина профиля шины в дюймах и второе — диаметр обода колеса тоже в дюймах (например, 7,5—20). Шины высокого давления обозначаются двумя числами с разделительным знаком умножения: первое число — наружный диаметр шины в дюймах, второе — ширина профиля также в дюймах (например, 34x7).
В смешанной системе обозначения шин первое число показывает ширину профиля в миллиметрах, а второе — диаметр обода в дюймах (например, 260-20).
На боковине каждой покрышки указываются размер шины, номер серии, название завода-изготовителя и время изготовления.
На автомобиль ГАЗ-53А ставятся камерные шины размером 8,25 — 20, на автомобиль ЗИЛ-130 — шины размером 260—20, а на автомобиль М-21 «Волга» — шины размером 6,70—15.
В настоящее время имеется тенденция уменьшения размеров колес, что приводит к соответствующему уменьшению внутреннего диаметрашин. Из отечественных легковых автомобилей наименьший диаметр обода колес имеет автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» (13 дюймов). У остальных легковых автомобилей диаметр обода колес равен 15 дюймам. Грузовые автомобили массового производства имеют стандартные размеры ободов: 16, 18 и 20 дюймов.
Ниже приведено давление воздуха в шинах различных автомобилей в кПсм2 (кн/м2):
Передние Задние
колеса колеса
ГАЗ-53А.......... 3.00(300) 3,75(375)
ЗИЛ-130.......... ЗД)(350) 5,00(500)
М-21 «Волга»....... 1,70(170) 1,70(170)
колеса колеса
ГАЗ-53А.......... 3.00(300) 3,75(375)
ЗИЛ-130.......... ЗД)(350) 5,00(500)
М-21 «Волга»....... 1,70(170) 1,70(170)