К механизму управления коробкой передач предъявляются следующие требования: 1) включение шестерен на полную длину зуба; 2) невозможность одновременного включения двух передач или случайного включения заднего хода; 3) надежная фиксация шестерен и муфт переключения в выключенном и включенном положениях.
Трехходовая пятиступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен автомобиля ЗИЛ-130:
1-Первичный вал; 2-Шарикоподшипники первичного вала; 3 и 13 -Муфты синхронизаторов; 4-Втулка; 5 и 27-Шестерни пятой передачи; 6 и 26-Шестерни третьей передачи; 7,8 и 15 -Вилки переключения передач; 9-Шарик фиксатора; 10-Пружина фиксатора; 11-Штифт; 12-Шарики; 14 и 25-Шестерни второй передачи; 16 и24-Шестерни первой передачи; 17-Сапун; 18-Шарикоподшипник вторичного вала; 19-Втулка; 20 фланец втулки карданного шарнира; 21-Гайка; 22Фиксирующая пластина; 23-Шарикоподшипник промежуточного вала; 28-Промежуточный вал; 29 и 31-Шестерни постоянного зацепления первичного и промежуточного валов; 30-Роликоподшипник промежуточного вала; 32-Роликоподшипник вторичного вала; 33,40 и 42-Плауны; 34,41 и 43-Вилки; 35-Промежуточный рычаг; 36-Ось промежуточного рычага; 37-Штифт; 38-Рычаг переключения передач; 39-Штифт-фиксатор; 44-Блок шестерён заднего хода
В качестве примера рассмотрим механизм управления коробкой передач грузового автомобиля ЗИЛ-130.
Расположенный непосредственно на коробке передач рычаг 38 переключения передач (см. рис. 1) свободно качается в сферическом гнезде крышки коробки передач, опираясь на него шаровым утолщением и удерживаясь с помощью пружины и штифта 37. Сферическое гнездо крышки защищено от попадания ныли колпаком. При наклоне рычаг 38 влево или вправо его нижний конец вводится в соответствующий паз вилок 34, 43 или 41, установленных на ползунах 42, 40 и 33. Наклон рычага вперед или назад вызывает перемещение в противоположную сторону ползуна, с которым соединен нижний конец рычага, вследствие чего вилка этого ползуна передвигает шестерню или муфту, включая одну из передач. Для уменьшения хода рычага переключения передач при включении первой передачи или заднего хода имеется промежуточный рычаг 35, установленный на оси 36. Нижний конец рычага 38 имеет штифт-фиксатор 39.
Система замков четырёхступенчатой коробки передач:
1,3 и5-Ползуны; 2 и 6-Сухари; 4-Штифт
1,3 и5-Ползуны; 2 и 6-Сухари; 4-Штифт
Точная установка шестерен во включенном и выключенном положении производится с помощью фиксаторов, состоящих из шариков 9 (см. рис. 1)
и пружин 10, помещенных в приливах крышки картера коробки передач. Шарики входят в углубления ползунов. Число углублений соответствует числу включаемых ползуном передач плюс одно углубление для фиксации нейтрального положения.
Точно так же устроен механизм управления коробкой передач автомобиля МАЗ-500. Рычаг переключения передач имеет опору (см. рис. 2) и может нижним концом сцепляться с одним из трех ползунов 13 с вилками 19 и фиксаторами 12.
На рис. 3 показана система замка коробки передач, предотвращающего возможность одновременного включения двух передач.
В четырех и пятиступенчатых коробках передач между ползунами 1, 3 и 5 расположены сухари 2 и 6, а в отверстие среднего ползуна помещен штифт 4, для предотвращения включения нескольких скоростей сразу.
Когда передвигается один из крайних ползунов (1 или 5), то соответствующий сухарь (2 или 6) входит в углубление среднего ползуна 3 и с помощью штифта 4 запирает вторым сухарем противоположный крайний ползун.