Для предотвращения случайного включения заднего хода в коробке передач применяют специальный замок. На рис. 182 видно устройство замка заднего хода коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Замок заднего хода и первой передачи представляет собой штифт 39, нагруженный пружиной и установленный в рычаге 35 ползуна 33 заднего хода и первой передачи. Включая рычагом 38 задний ход или первую передачу, шофер должен затратить дополнительное усилие на сжатие пружины штифта 39. Аналогично устроен замок заднего хода в коробке передач автомобиля ГАЗ-53А.
Механизм управления коробкой передач автомобиля М-21 «Волга»:
1-Коробка передач; 2 и 3-Рычаги включения передач; 4 и 5-Тяги; 6-Рычаг второй и третьей передачи; 7-Рычаг первой передачи и заднего хода; 8 и 14- Кронштейны; 9 и 16- Штифты; 10-Колпачковая маслёнка; 11-Вал; 12-Пружина; 13-Направляющий палец; 15-Рычаг управления коробкой передач
1-Коробка передач; 2 и 3-Рычаги включения передач; 4 и 5-Тяги; 6-Рычаг второй и третьей передачи; 7-Рычаг первой передачи и заднего хода; 8 и 14- Кронштейны; 9 и 16- Штифты; 10-Колпачковая маслёнка; 11-Вал; 12-Пружина; 13-Направляющий палец; 15-Рычаг управления коробкой передач
Управление коробкой передач автомобиля М-21 «Волга» осуществляется при помощи рычага 15, расположенного на рулевой колонке. Такое управление типично для современных легковых автомобилей. Рычаг 15 управления коробкой передач установлен на двух штифтах 16 с разжимной пружиной в кронштейне вала 11. Опорой для внутреннего конца рычага служит направляющий палец 13. Вал 11 установлен в кронштейнах 14 и 8, закрепленных на рулевой колонке. На нижнем кронштейне имеется колпачковая масленка 10.
На нижнем конце вала 11 сидят рычаги 6 второй и третьей передач и 7 первой передачи и заднего хода. Этот конец вала связан со штифтом 9, который может входить в продольные углубления на рычагах 7 и 6, связывая, таким образом, их с валом. При перемещении рычага 15 вниз с валом 11 будет связан рычаг 6, а в случае перемещения рычага 16 вверх — рычаг 7. Рычаги б и 7 соединены тягами 4 и 5 с рычагами 2 и 3 включения передач в коробке передач 1. При повороте рычагом 15 вала 11 влево через рычаг 6,тягу 4 и рычаг 2 или вправо через рычаг 7, тягу 5 и рычаг 3 включается соответствующая передача.
Пружина 12 стремится держать вал 11 и рычаг 15 в нижнем положении, т. е. играет роль замка заднего хода и первой передачи.
На наружных концах осей 14 закреплены стопорными штифтами 13 рычаги 2, пальцы 11 и 12 которых соединяются с тягами механизма управления коробкой передач, а на внутренних концах напрессованы ,и Пружина 12 стремится держать вал 11 и рычаг 15 в нижнем положении, т. е. играет роль замка заднего хода и первой передачи.