Самым большим отечественным автомобилем-самосвалом является БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. Он обладает хорошей проходимостью в карьерных условиях благодаря значительному дорожному просвету, правильному распределению по осям весовой нагрузки, короткой базе и двигателю мощностью 520 л. с. Этот автомобиль-самосвал имеет гидромеханическую трансмиссию и пневматическую подвеску.
Белорусский автомобильный завод выпускает с 1961 г. автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т, имеющий платформу ковшового типа для скальных пород. Так же как и автомобиль-самосвал БелАЗ-548, он отличается хорошей проходимостью. Мощность его двигателя равна 360 л. с.
В 1960 г. Минский автомобильный завод передал Белорусскому заводу для производства автомобиль-самосвал МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т. Днище платформы ковшового типа обогревается для уменьшения в зимнее время примерзания грунта. Двухместная кабина имеет обогрев, вентиляцию и регулируемые сиденья.
Для тяжелых дорожных условий предназначен также автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. Он имеет дорожные просветы под передней осью 700 мм и под задней 460 мм, шины размером 17,00—32 или 18,00—32 с грунтозацепами и главную передачу с большим передаточным числом (20,5). Двухместная кабина самосвала защищается от падающего груза стальным козырьком. Для облегчения работы шофера коробка передач снабжена синхронизаторами, в трансмиссии имеется гидромуфта, а в рулевом управлении — гидроусилитель.
На строительствах с большим объемом бетонных, скальных и земляных работ широко применяется самосвал КрАЗ-222 грузоподъемностью 10 т.
Автомобиль-самосвал МАЗ-205 грузоподъемностью 5 т отличается от бортового автомобиля МАЗ-200 укороченной рамой без буксирного приспособления, укороченными карданными валами и базой. Управление подъемным механизмом осуществляется из кабины.
Автомобиль-самосвал КАЗ-600В грузоподъемностью 3,5 т имеет металлическую платформу с автоматически откидывающимися при опрокидывании боковыми бортами. Гидравлический подъемный механизм позволяет опрокидывать платформу в обе стороны.
Грузовые автомобили-самосвалы
а-МАЗ-525; б-МАЗ-530; в-КрАЗ-222; г-МАЗ-205; д-ЗИЛ-ММЗ-585; е-ГАЗ-93А
а-МАЗ-525; б-МАЗ-530; в-КрАЗ-222; г-МАЗ-205; д-ЗИЛ-ММЗ-585; е-ГАЗ-93А
Для перевозки сыпучих и полужидких промышленных и строитель-дых грузов на базе грузового автомобиля ЗИЛ-130 Мытищенский машиностроительный завод выпускает автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъемностью 4,5 т. Металлическая платформа этого самосвала имеет в поперечном сечении полуовальную форму. Ее днище изготовлено из стального листа. Борта после опускания закрывают вручную.
На базе автомобиля ЗИЛ-164Л выпускаются автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-585Л и ЗИЛ-ММЗ-585М грузоподъемностью 3 т при движении по грунту. Кузов первого самосвала предназначен для перевозки строительных грузов и имеет только задний открывающийся борт, кузов второго — для сельскохозяйственных грузов и имеет три открывающихся борта. Кабина у обоих самосвалов трехместная.
Самый маленький самосвал ГАЗ-93А грузоподъемностью 1750 кг при движении по грунту имеет коробчатую металлическую платформу объемом 3,2 м3 с откидным задним бортом. В боковых стенках платформы сделаны скобы для крепления стоек, позволяющих наращивать борты при перевозке легковесных грузов. Автомобиль-самосвал ГАЗ-93Б имеет те же параметры, что и ГАЗ-93А, но его платформа закрывается специальной крышкой при бестарной перевозке зерна, овощей и других сельскохозяйственных грузов.