Рассмотрим этот процесс на примере двигателя ЯАЗ-М204 . В этом двигателе применяется прямоточная клапанно-щелевая продувка цилиндра 6 от отработавших газов. В головке цилиндров над каждым цилиндром установлено по два выпускных клапана 4. Роторы воздушного нагнетателя 1 подают воздух в воздушную камеру 7, окружающую все цилиндры. Давление воздуха в камере достигает 1,4—1,5 кГ/см2 (140—150 кн/м2). Воздух из камеры поступает внутрь цилиндра 6 через его окна 2, которые расположены под некоторым углом к радиусу цилиндра .
Рабочий процесс двухтактного двигателя:
а-Продувка цилиндра от отработанных газов и наполнения его воздухом; б-Сжатие воздуха; в-Начало рабочего хода; г-Выпуск отработавших газов; 1-Воздушный нагнетатель; 2-Окна в цилиндре; 3-Насос-форсунка; 4-Выпускной клапан(два один цилиндр); 5-Головка цилиндра; 6-Цилиндр; 7-Воздушная камера; 8-Поршень; 9-Коленчатый вал
Первый такт — продувка и сжатие. Допустим, что в начале первого такта поршень 8 находится в н. м. т. при этом выпускные клапаны 4 и окна 2 открыты. Происходит продувка цилиндра воздухом, поступающим из воздушной камеры 7. Поступив через окна 2 в цилиндр, воздух получает вращательное движение и через открытые выпускные клапаны выходит в атмосферу. Затем поршень 8 начинает подниматься от н. м. т. к в. м. т. . В начале своего движения поршень боковой поверхностью закрывает окна 2, а вслед за этим закрываются клапаны 4. В цилиндре происходит сжатие воздуха. Давление воздуха к концу сжатия возрастает до 50 кГ/см2 (5000 кн/м2), а температура — до 600—700° С.
Около в. м. т. в сильно нагретый и сжатый воздух из насос-форсунки 3 под высоким давлением (до 1400 кГ/см2 или 140 000 кн/м2) впрыскивается мелкораспыленное топливо, которое нагревается, воспламеняется и сгорает . Давление в цилиндре увеличивается до 80—100 кПсм? (8000—10 000 кн/м2), а температура — до 1800—2000° С.
Второй такт — рабочий ход и выпуск. Второй такт начинается расширением горячих газов. Они давят на поршень, и он перемещается от в. м. т. к н. м. т., т. е. происходит рабочий ход. При движении поршня вниз увеличивается объем, занимаемый газами, и уменьшается их давление и температура. До прихода поршня в н. м. т. открываются выпускные клапаны 4, и отработавшие газы выходят из цилиндра в атмосферу через глушитель. Опускаясь ниже, поршень верхней кромкой открывает окна 2, и в цилиндр поступает воздух, который через открытые выпускные клапаны вытесняет отработавшие газы из цилиндра в атмосферу. При этом часть воздуха также выходит в атмосферу вместе с отработавшими газами.