При повороте рычагов 6 изменяется расстояние между их осями в ведущем диске и вилках кожуха, что становится возможным вследствие перемещения роликов по лыскам осей вилок кожуха.Оттяжная пружина 1 возвращает вилку 13 в исходное положение.
Шарикоподшипник 12 муфты выключения сцепления служит для уменьшения трения и износа рычагов. При выключении сцепления переднее кольцо подшипника вращается вместе с рычагами.
Ведомый диск сцепления автомобиля М-21"Волга"
1-Диск; 2- Упругие пластины
1-Диск; 2- Упругие пластины
Масленка 10 колпачкового типа, установленная на картере сцепления, служит для смазки муфты 11 выключения сцепления и шарикоподшипника 12. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу.
Все детали сцепления помещаются внутри чугунного литого картера 8, нижняя половина которого съемная.Длительная пробуксовка дисков при включении сцепления сопровождается их сильным нагревом. Большая часть тепла, выделяющегося на поверхностях трения сцепления, отводится через наиболее массивные детали — маховик и ведущий диск. Вентиляция сцепления осуществляется с помощью закрытых сетками окон в картере сцепления. Охлаждение ведомого диска улучшается благодаря вентиляционным канавкам на поверхности фрикционных накладок.
Сцепление автомобиля М-21 «Волга» по своей конструкции мало отличается от сцепления автомобиля ГАЗ-53А. Некоторое отличие имеет ведомый диск этого сцепления, состоящий из диска 1 и приклепанных к нему восьми пластин 2, к которым, в свою очередь, крепятся фрикционные накладки. При такой конструкции диска обеспечивается его высокая упругость, что способствует плавному включению сцепления.
Сцепление автомобиля ЗИЛ-130. На автомобиле» ЗИЛ-130 ставится также однодисковое сцепление . Сцепление заключено в чугунный картер 3. Ведущую часть сцепления составляет маховик, кожух и ведущий диск. К закрепленному на заднем конце коленчатого вала маховику восемью специальными центрирующими болтами привернут стальной штампованный кожух 5. Особенностью сцепления является наличие четырех пар пружинных пластин 2, соединяющих чугунный ведущий диск 1 с кожухом 5 и допускающих при включении и выключении сцепления некоторое перемещение диска относительно кожуха в осевом направлении.