Основой сцепного устройства седельного тягача служит укрепленная болтами на лонжеронах 9 рамы плита 2, которая соединяется с седлом 6 с помощью кронштейна 3 и оси балансира 4. Таким образом, сцепное устройство имеет оси 4 и 17, вокруг которых может качаться седло 6 как в продольной, так и в поперечной плоскости. К плите 2 болтами привернуты два кронштейна 3, в которых установлена ось 17. Отклонение седла относительно этой оси вместе с балансиром 4 ограничивается двумя ограничителями 7 бокового наклона и в зависимости от положения последних может составлять 15; 8 и 0°. На закрепленных в седле 6 осях 14 установлены два захвата 15. В передней части полуприцепа размещены две опоры и шкворень.
Чтобы сцепить полуприцеп с тягачом, нужно переднюю часть полуприцепа расположить на такой высоте, чтобы передняя кромка его опорного листа легла на седло. Электропровода и соединительный шланг тормозной системы подвешивают на крючок на переднем борту полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке. Ограничители 7 бокового наклона седла отодвигают назад и стопорят в этом положении болтами. Предохранитель 5 саморасцепки повертывают в сторону. Если захваты 15 не раскрыты, то рычаг 18 управления переводят вперед в положение, фиксируемое защелкой 23 запорного кулака 19. Во время сцепки шкворень полуприцепа разводит в стороны передние концы захватов 15, а пружина 27 вводит запорный кулак 19 сцепного механизма между задними концами захватов и запирает шкворень между ними. При этом рычаг 18 переходит в заднее положение и предохранитель 5 опускается. Для облегчения сцепки выемка в седле сделана расширяющейся, а седло наклонено назад.
После сцепки соединяют пневматические и электрические системы тягача и полуприцепа. Катки полуприцепа поднимают, отпускают стояночный тормоз, и тягач с полуприцепом готовы к движению.
Для того чтобы расцепить тягач с полуприцепом, у заторможенного стояночным тормозом полуприцепа опускают опорные катки до упора в поверхность дороги или другую опору. Затем закрывают разобщительные краны и разъединяют соединительные головки пневматического тормозного привода к прицепу и электропровода. Подвешивают шланги и провода на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали расцепке. Предохранитель 5 отводят в сторону. У полуприцепа, сцепленного с тягачом, шкворень зажат между захватами 15 сцепного устройства тягача; поэтому запорный кулак 19, запирающий захваты 15, отводят вперед с помощью рычага 18 управления расцепкой.
Запорный кулак удерживается в отведенном положении защелкой 23, упирающейся в его заплечики. Поворот защелки относительно оси 22 осуществляется пружиной 25.
Седельное сцепное устройство:
а-Вид с боку; б-Вид с низу; 1-Стремянка; 2-плита; 3-Кронштейн сцепления седла к плите; 4-Ось балансира; 5-предохранитель; 6-Седло; 7-Ограничитель бокового седла; 8-Салазки седельного устройства; 9-Лонжерон рамы; 10-Распорка лонжерона; 11-Держатель плиты; 12 и 16- Маслёнка; 13-Кронштейн седла; 14-Ось захвата; 15-Захваты; 7-Ось седла; 18-Рычаг управления; 19-Запорный кулак сцепного механизма; 20-Направляющая ось кулака; 21- Пружина; 22-Ось; 23-Защёлка запорного кулака; 24-Штифт захвата; 25-Пружина защолки
а-Вид с боку; б-Вид с низу; 1-Стремянка; 2-плита; 3-Кронштейн сцепления седла к плите; 4-Ось балансира; 5-предохранитель; 6-Седло; 7-Ограничитель бокового седла; 8-Салазки седельного устройства; 9-Лонжерон рамы; 10-Распорка лонжерона; 11-Держатель плиты; 12 и 16- Маслёнка; 13-Кронштейн седла; 14-Ось захвата; 15-Захваты; 7-Ось седла; 18-Рычаг управления; 19-Запорный кулак сцепного механизма; 20-Направляющая ось кулака; 21- Пружина; 22-Ось; 23-Защёлка запорного кулака; 24-Штифт захвата; 25-Пружина защолки
Далее плавным движением тягача на первой передаче отводят его от полуприцепа. При этом шкворень выходит из захватов 15, раздвигая их в стороны, а запорный кулак 19 запирает их в разомкнутом положении.